Терентьева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель Детский сад «Тополёк»

Музыкальность и её развитие

Проблемой музыкальных способностей и индивидуальных различий детей занимались многие учёные в разные времена. На основании их исследований можно сделать общий вывод. Музыкальные способности изначально закладываются природой в виде наследственных задатков, которые могут развиться в музыкальные способности при благоприятном воздействии развивающей окружающей среды. Это значит, важное значение имеют возраст, с которого началось музыкальное развитие, и компетентность педагога, ведущего музыкальное развитие.

Начинать  развитие  музыкальных  способностей  необходимо  с  раннего  возраста. Для  более  объективной  оценки  музыкальности  музыкальный  руководитель  может  привлечь  к  диагностике  воспитателей  группы. На ранних ступенях развития они могут оценить у ребёнка проявление интереса к звучащей музыке и любопытства к музыкальным звукам. Воспитатели могут высказать свою точку зрения о таких проявлениях музыкальности как:

Любознательность и потребность к познанию мира прекрасного (звук, цвет, слово)

Радость от процесса познания

Тяга к любого рода самостоятельным исследованиям

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных

Готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих

Стремление к лидерству, которое проявляется в игровой деятельности

Наличие чувства юмора

Сравнив результаты совместных оценок, музыкальный руководитель имеет возможность сделать более объективный вывод о музыкальности ребёнка. 

Посредством  проведения  диагностики  музыкальных  способностей  музыкальный руководитель  определяет  проблемы  развития  музыкальных  способностей  у  детей, с  которыми  планирует  и  проводит  коррекционную  работу.

Первым этапом этой работы может быть тренировка умения «слушать», «воспринимать музыку» посредством красок, как бы рисуя её, или составляя рассказ о прослушанной музыке. Здесь  педагог  может  проводить  прослушивание  музыки, не  указывая автора  произведения  и  его  названия. Ребёнку даётся возможность самостоятельно изобразить или рассказать о возникшем от услышанного образе.

Второй этап строится на основе сформированного у детей представления о том, что каждый человек видит музыкальные образы по-своему.

Сыграй, как  я

На  барабане  педагог  отстукивает  несложный  ритмический  рисунок. Ребёнок  его  продолжает  или  один  начинает, а  другой  продолжает.

Угадай, что  можно  сделать  под  эту  музыку

Исполняется  музыка  или  музыкальный  отрывок. Педагог  предлагает  детям  спеть, станцевать  и  просит  показать, что  ещё  можно  сделать  под  эту  музыку. (Что бы дети ни изобразили, их за всё хвалят)

 Третий этап – этап отражения музыки в изо деятельности.

Сюжеты  одной  темы

Педагог предлагает детям прослушать два-три музыкальных произведения одной темы: «Зима», «Весна», «Осень» и даёт возможность нарисовать её сюжеты. Затем просит рассказать о них. Из  рисунков  и  рассказов  видно, что  прослушивание  одной  темы  у  детей  вызывает  различные  образы  и  сюжеты. Например, у одного ребёнка «Зима» - это зимний лес, у другого – Дед Мороз, у третьего – новогодняя ёлка и т.д.

Сформированное умение слушать музыку и одновременно слышать её, реагировать действием на отдельные музыкальные элементы позволяет перейти к выполнению таких творческих заданий, как музыкально-ритмические движения.

Придумай  танец

Педагог  предлагает  детям  прослушать  произведение. Уточняет  характер музыки, спрашивает, какие  движения  будут  соответствовать  ей. Предлагает желающим придумать движения. Когда  танец  готов, участники  дают  ему  название  и  исполняют.

В  работе  с  детьми  большое  значение  имеет  ритм  информационной  нагрузки. Если ребёнка с раннего детства приучать к необходимости воспитания определённых качеств или получения определённых знаний, то, взрослея, он будет нуждаться в постоянном совершенствовании и углублении их, будет срабатывать заданный с детства ритм стремления к познанию.

24 июня 2024 в 13:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.