Терентьева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель Детский сад «Тополёк»
Музыкальность и её развитиеПроблемой музыкальных способностей и индивидуальных различий детей занимались многие учёные в разные времена. На основании их исследований можно сделать общий вывод. Музыкальные способности изначально закладываются природой в виде наследственных задатков, которые могут развиться в музыкальные способности при благоприятном воздействии развивающей окружающей среды. Это значит, важное значение имеют возраст, с которого началось музыкальное развитие, и компетентность педагога, ведущего музыкальное развитие. Начинать развитие музыкальных способностей необходимо с раннего возраста. Для более объективной оценки музыкальности музыкальный руководитель может привлечь к диагностике воспитателей группы. На ранних ступенях развития они могут оценить у ребёнка проявление интереса к звучащей музыке и любопытства к музыкальным звукам. Воспитатели могут высказать свою точку зрения о таких проявлениях музыкальности как: Любознательность и потребность к познанию мира прекрасного (звук, цвет, слово) Радость от процесса познания Тяга к любого рода самостоятельным исследованиям Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных Готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих Стремление к лидерству, которое проявляется в игровой деятельности Наличие чувства юмора Сравнив результаты совместных оценок, музыкальный руководитель имеет возможность сделать более объективный вывод о музыкальности ребёнка. Посредством проведения диагностики музыкальных способностей музыкальный руководитель определяет проблемы развития музыкальных способностей у детей, с которыми планирует и проводит коррекционную работу. Первым этапом этой работы может быть тренировка умения «слушать», «воспринимать музыку» посредством красок, как бы рисуя её, или составляя рассказ о прослушанной музыке. Здесь педагог может проводить прослушивание музыки, не указывая автора произведения и его названия. Ребёнку даётся возможность самостоятельно изобразить или рассказать о возникшем от услышанного образе. Второй этап строится на основе сформированного у детей представления о том, что каждый человек видит музыкальные образы по-своему. Сыграй, как я На барабане педагог отстукивает несложный ритмический рисунок. Ребёнок его продолжает или один начинает, а другой продолжает. Угадай, что можно сделать под эту музыку Исполняется музыка или музыкальный отрывок. Педагог предлагает детям спеть, станцевать и просит показать, что ещё можно сделать под эту музыку. (Что бы дети ни изобразили, их за всё хвалят) Третий этап – этап отражения музыки в изо деятельности. Сюжеты одной темы Педагог предлагает детям прослушать два-три музыкальных произведения одной темы: «Зима», «Весна», «Осень» и даёт возможность нарисовать её сюжеты. Затем просит рассказать о них. Из рисунков и рассказов видно, что прослушивание одной темы у детей вызывает различные образы и сюжеты. Например, у одного ребёнка «Зима» - это зимний лес, у другого – Дед Мороз, у третьего – новогодняя ёлка и т.д. Сформированное умение слушать музыку и одновременно слышать её, реагировать действием на отдельные музыкальные элементы позволяет перейти к выполнению таких творческих заданий, как музыкально-ритмические движения. Придумай танец Педагог предлагает детям прослушать произведение. Уточняет характер музыки, спрашивает, какие движения будут соответствовать ей. Предлагает желающим придумать движения. Когда танец готов, участники дают ему название и исполняют. В работе с детьми большое значение имеет ритм информационной нагрузки. Если ребёнка с раннего детства приучать к необходимости воспитания определённых качеств или получения определённых знаний, то, взрослея, он будет нуждаться в постоянном совершенствовании и углублении их, будет срабатывать заданный с детства ритм стремления к познанию. 24 июня 2024 в 13:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.