Терентьева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель Детский сад «Тополёк»

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Проведение музыкальных занятий не является монополиеймузыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которуюведет воспитатель.

     Участие воспитателя в музыкальномзанятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей иконкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю вработе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске,песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказыватьпомощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными,наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

     В старшей и подготовительнойгруппах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощьвоспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальнымруководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всегопрограммного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любоеупражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара.Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношениемслов в песне, качеством усвоения материала.

     Роль воспитателя меняется взависимости от содержания музыкального занятия: если в плане занятия намеченознакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительноразучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый разисполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитательследит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни,выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится околоинструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иноеслово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель можетрассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальныйруководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку.Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает имнаводящими вопросами.

    При проведении музыкально-ритмическихдвижений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовыеи имитационные фигуры. В  старших группах он внимательно следит, правильноли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях,активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и самусваивает материал. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игрыв повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежитмузыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальныхпроизведений, однако это  ни в коей мере не  снижает активностивоспитателя.

     Когда ребёнок видит, чтовоспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс сещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться навоспитателя.

Непонимание  воспитательных задач музыкивоспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересомотносятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем(хотя двух центров внимания быть неможет)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех  факторов

 1. От возраста детей:  чем меньше дети, тембольше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания:  самаябольшая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколькоменьше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного  материала: в зависимостиновый или старый материал.

Роль воспитателя, чередование его активного ипассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умениевнимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю виспользовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показываяправильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен,используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает втрудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельномэмоционально-выразительном пении (исключение— пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, даваясоответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитиетворческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнениитанцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляскидети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьмиво время танца или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры,способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всегомузыкального занятия.

26 октября 2023 в 19:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.