Терентьева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель Детский сад «Тополёк»

Нетрадиционные приемы для развития музыкальных способностей детей


Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Нужно: ноты красные, синие, зеленые, желтые.

Музыкальные инструменты: трещотка, маракас, треугольник.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Я вам предлагаю отправиться в морской круиз к музыкальным берегам. У вас уже есть билеты- ноты на корабль, пожалуйста, проходите по своим местам. Я буду капитаном (надеваю на голову капитанскую фуражку). Но для того чтобы нам отправиться в путь нужно назвать наш корабль. 

(корабль «Мелодия», «Муза»)

  1. Отплываем. Право руля, лево руля, вижу впереди остров под названием

«УГАДАЙ-КА»

Приглашаю посетить этот остров тех, у кого красные ноты.

Послушал песенку – ритм простучи!

Нам легко это сделать можно.

Но труднее узнать, что прозвучит,

Если ритм только слышать возможно!

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

 Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» ТРЕК №1

Звучит ритмический рисунок популярной песни «Антошка» или «Маленькой елочке холодно зимой» в исполнении музыкального руководителя на деревянных ложках. Задача моряков угадать песню.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, тренирует память.

  1. Следуем дальше, прошу занять свои каюты. И вот на горизонте появляется места невиданной красоты «Спой и покажи». Приглашаются те, у кого синие ноты.

Наши жесты пусть звучат,

И поём мы, и играем:

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит песня «У оленя дом большой». Участники показывают слова жестами, темп ускоряется.

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук, Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

В игре у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. Данная игра имеет множество вариантов.

  1. - Давайте свяжем музыку и слово,

Они подарят сердцу вдохновенье.

Научимся читать мы с чувством, выраженьем,

Вперёд, друзья! Навстречу достижениям!

Еще здесь живёт необычная музыкальная сказка– шумелка, а называется она «Заяц в лесу». Посмотрите, у меня на столе лежат музыкальные инструменты, подумайте, каким инструментом можно изобразить:

1. Как бежит по лесу Заяц?   (трещотка)

2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)

3. Стук Дятла? (деревянные ложки)

4. Крылья Совы? (руками по коленям)

5. Прыгают в воду Лягушки? (треугольник)

(Участники с зелёными нотами выбирают себе музыкальные инструменты и становятся в ряд)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (маракас)

Испугался заяц и бежать. (трещотка быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (деревянные ложки)

Бросился заяц бежать. (трещотка быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (руками по коленям)

Побежал заяц из леса к речке (трещотка быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду. (треугольник)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (трещотки медленно)

В таких сказках - шумелках у детей совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а также развивается чувство ансамбля). Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

  1. Итак, отправляемся дальше. Отплываем. Закройте глаза откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с вами уже далеко, берега не видно, кругом океан. А пока мы плывем к следующему острову проведем небольшой

«Музыкальный Блиц-опрос»

Я Вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы выберете правильный ответ. И так:

- Какая танцевальная птица есть в природе?

А. краковяк

Б. мазурка

В. чечётка V

Г. чардаш

- Какой колокольный звон бывает?

А. вишнёвый

Б. рябиновый

В. малиновый V

Г. земляничный

-  Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)

- Как называется песня, которую мама поёт засыпающему ребенку?

(Колыбельная)

-Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название? (Колокольчик)

 5. Молодцы! А на горизонте следующий остров «Пантомимы», приглашаются участники с желтыми нотками.

Участники поочередно двигаются ритмично под музыку изображая:

а) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

Такие игровые задания помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли могут исполнять несколько детей одновременно.

Наше морское путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад и мне хочется напомнить Вам о том, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Поэтому просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Спасибо за внимание!

Уже давно известно, что музыкально – творческое воспитание — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей путь их к самореализации как личности.

Всё это давно известно, а вот как сделать так чтобы занятия музыкой были ребёнку в удовольствие? Вопрос, который задаёт себе каждый думающий музыкант – педагог. Ведь у детей удовольствие определяет любую деятельность. Как утверждает психолог А. Лоуэн, ребёнок живёт телесной жизнью и действует, если ему не мешают, на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует, как «хорошо», и избегает того, что «опасно».

Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребёнка непосредственно и прямо связан с развития умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять скучные действия.

Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения.

Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Причём интересными и приятными должны быть все виды деятельности: слушание музыки, пение, игра в оркестре, творческие игры.

На занятиях я веду детей за собой. 

28 августа 2023 в 19:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.