Терентьева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель Детский сад «Тополёк»
«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма». Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника). Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух. Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению. Дождь идет,
Мыло и мочало- Песенки начало.
И. Михайлова. Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик. До. Пусто ласточек гнездо. Ре. Осенины на дворе. Ми. Плачет ветер за дверьми. Фа. Дождика тиха строфа. Соль. У него своя есть роль. Ля. Затихает вся земля. Си. Дождик скуку унеси! До. Пусто ласточек гнездо. «Ритмическое освоение слов» Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например, 2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток. 3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка 4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед. Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками. «Назови свое имя» Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена. «Кто справа?» Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа. Ритмические импровизации. Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются. Перемена ритма. По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. Каждому свой ритм. Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. Раз, два, три, повтори!
Ритмические орнаменты. Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
В.Орлов Затем дети меняются ролями. Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. Упражнение «Козлик» Серенький козленок, маленькие рожки, Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко! Упражнение «Музыкальные молоточки» Дятел сядет на сучок:
Над дубравой сильный град:
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества. Упражнение «Слушай сильную долю». После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка. Упражнение «Дядя Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды. Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями. Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми. Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд) Дети стоят по кругу, руки на поясе. 1-я фраза. Хлопки. 2-я фраза. Притопы. 3-я фраза. Хлопки. 4-я фраза. Шлепки по коленям. Упражнение «Веселые четверки» И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего. С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего. Упражнение «Вопрос – ответ» И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста. Упражнение «Найди пару» И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым. С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях. По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями. Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Игра на развитие чувства ритма Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки. 20 апреля 2022 в 19:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.